каталог об авторе   художник

Игорь Геко – художник из Санкт-Петербурга

Вы можете написать автору:
geko.i@rambler.ru, страница в сети «ВКонтакте»



Искусство — это детство
это, когда Иисус проснулся в яслях,
увидел ослика и засмеялся

Искусство — это детство

Игорь Геко — художник и поэт милостью божьей. Он петербужец, наш современник, живущий на берегах Невы. Его дар художника открылся ещё в раннем детстве, в годы, когда он учился в интернате города Зеленогорска. Простор Финского залива, неброская северная красота природы, чарующие акварели белых ночей не могли не сформировать чуткость и наблюдательность совсем ещё юного художника

Звучал орган оранжевой зари
Летели копья огненные с Финского залива
Мы поднимали лица — медные щиты
ещё их не коснулась серая щетина

Однако, большая часть его жизни прошла на севере Петербурга, в окрестностях Шувалово–суздальских озёр, где Игорь Геко живёт и сегодня. Живописные пейзажи своей малой родины он давно запечатлел в своих полотнах, особенно тонко передав щемящую горьковатую прелесть осенней и весенней поры, столь любимых художником.

Слова бессмертны — пахнут хлебом
Мой чёрный лебедь на сносях
мой белый лебедь кружит в небе
а красный лебедь весь иссяк

Живопишу сии моменты
В окне с приветом ветви нерв
трясутся листики-монеты
Господь послал спасенье мне


На берегах шуваловских озёр властно и безраздельно его душой завладела поэзия, ибо талант Игоря, как человека многогранного и щедро одарённого, не смог уместиться только в рамках изобразительного искусства.
Две его ипостаси: художника и поэта легко перетекают одна в другую, создавая сочное зримое полотно самой жизни.
Пространство его поэтического и изобразительного творчества — это многослойный и многосложный космос, включающий в себя и нерв сегодняшней жизни, полный узнаваемых реалий, и одновременно мир безудержной, по детски раскованной и щедрой фантазии.

В апреле дождь немножечко седой
мотив выводит искренне на скрипке
С мира по Шнитке соберёт портной
а композитор — капельки дождинок...

Его творчество — это синтез, полифония пластики, звуков, образов–смыслов. ...Его слово — зрячее, а живопись — говорящая. Пишет ли Игорь маслом, выводит ли линию пером или торопит карандашом пойманное слово — всегда это только его почерк, его язык свежий и неповторимый, что несомненно свойство только истинного таланта. Его творчество целомудренно, духовно, оно зеркально отражает душу автора, его боль, поиски и метания. Это творчество человека, чистого сердцем.

Не оставь меня. Господи! — плещут уста
Обрастает лицо берестой
Как кустарно, о боже, моё ремесло
как корыто с большою дырой —
протекает душа сквозь него...

Годами ученичества стали и пять лет работы в Русском музее маляром–штукатуром. Когда он валиком грунтовал потолки или кистью втирал белила в стены прекрасных помещений Михайловского дворца, то в тишине безлюдных залов невольно вновь и вновь застывал перед картинами Перова, Левитана, Филонова... Вглядывался, вживался,
постегал. Его учителя — великие русские художники — своими творениями являли перед ним подлинное, живое и нетленное искусство. Может быть, здесь пришло понимание назначения творца на земле, осмысление красоты жизни, дарованной Богом.

Ещё одна империя сгорела
Полуразрушенный дымится склеп
Вселенная всем стала по колено
Окоченелая вода качает солнечный ковчег

"Сколько себя помню, столько и рисую" — признаётся Геко — "стихи начал писать гораздо позже, где–то с 30 лет. Огромная чёрная буханка хлеба — книга — поэтический космос Велимира Хлебникова перевернул всю мою жизнь."

Художник открывает в себе поэта. Жадно читает, мировую и отечественную классику Серебряного века, так же и своих современников: Виктора Соснору, Юнну Мориц, Ивана Жданова... Поражаясь и упиваясь музыкой, мощью и красотой поэтического слова. Сквозь ошеломительный поток великой поэзии пробивается и крепнет в нём росток его собственного таланта.

Его поэзия — это яростное вдохновение ночных бдений. Это чёрный труд пахаря с его потом на пашне в поисках единственно нужных слов. Поэзия стала его дыханием, смыслом, молитвой.

Есть чёрный хлеб
есть храбрый запах воли
Я — пахарь, и я — вспаханное поле...

Быть может, его поэзия не блистает изящной рифмой, порой грешит алогизмами, нарочитым гротеском — эпатажем, а порой — и откровенной заумью. И читателя традиционного, искушённого ямбом и хореем, возможно, и оттолкнёт. Но читатель незашоренный, непредвзятый, чувствующий на вкус слово, уловит главное: глубину и сочность метафор, магию и шаманство слов, ворожбу и игру звуков, напряжённую пульсацию строк — будто сбившееся дыхание неравнодушного человека.

Я — это я ! А ты — это тайна...
чем я ближе к тебе,
тем всё дальше и дальше
Как светло просыпаться на сене в сарае
рядом ты — дуновенье, случайность
Подари мне соломы пучок на прощанье

Его поэзия вылилась в три книги стихов, а картины и графика не раз и с успехом были представлены зрителю на персональных выставках в галереях Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Германии.

Читатель, перед Вами творчество художника, его жизнь в искусстве. Оно представлено книгами живописи, графики, поэзии, коллажами — ещё одной гранью его самобытного дара. Откройте для себя искренний, живой, по детски непосредственный и жизнеутверждающий мир нашего современника Игоря Геко.


Честно сказать
сумятица жизни меня не смущает
пишу то, что думаю, как ребёнок дурачась
Мысль моя пятится тропочкой рачьей

Для тебя это — тьфу !
А для меня это — счастье

Марина Ермошкина



игорь геко

персональные выставки

1985 Санкт–Петербург, пр. Лиговский, ДК – Победа
1986 Санкт–Петербург, пр. Карла Маркса, ДК – 1 Мая
1989 Калининград. Центральная галерея – “Дети травы”
1990 Екатеринбург. ДК – Автомобилистов
1992 Калининград. ДК – Октябрь
1995 Санкт–Петербург. Фонтанка – 21. Шуваловский дворец – Дом дружбы
«Розовый сон изумрудного человека»
1995 Германия, г. Дуйсберг. Галерея Кристиана Гербера
1996 Санкт–Петербург, Невский проспект, ДК – «Баррикада»
«Розовый сон изумрудного человека»
1998 Санкт–Петербург, пр. Литейный – 53 Галерее Михайлова – «Дети травы»
2003 Санкт–Петербург, Василевский остров, 6-я линия. Библиотека Льва Толстого
2004 Санкт–Петербург, пр. Литейный – 53 Галерее Михайлова

групповые выставки

1987 Санкт–Петербург. Манеж – «Автопортрет»
1987 Санкт–Петербург. Площадь мужества – «Мужчина и женщина»
1988 Санкт–Петербург. Центральный манеж
1989 Калининград. Центральная галерея – “Дети травы”
1990 Екатеринбург. ДК автомобилистов. Выставка посвящённая движению хиппи
1996 Германия. г. Дуйсберг. Галерея Кристиана Гербера
1999 Санкт–Петербург, ул. Большая морская. Союз художников – “Солнце”
2000 Санкт–Петербург, пр. Литейный – 53 Галерее Михайлова

библиография

1989 Калининград. Статья «Пипл с печальными глазами»
1989 Статья – «Хиппи ? – YES !»
1990 Журнал №3 – «Измерение Ф». Живописные работы И. Геко
«Безпристрастное сидение на болоте», «Под навесом окаменевших сердец»
1992 Калининград. Статья – «Ехал Геко через реку и попал на вернисаж»
1996 Вернисаж. Статья Александра Неманиса «Рыбоглазая душа Игоря Геко»
1999 Статья Татьяны Ореховой – «Живопись звука, мазочки слов. . .»
1999 Журнал «Натали» статья Т. Ореховой – «У осени моей малышки»
2004 ART INDEKX – ХУДОЖНИКИ ПЕТЕРБУРГА Каталог–справочник
живопись «Безпристрастное сидение на болоте»
2002 Вернисаж. Статья Т.Ореховой «Поэтическая живопись Игоря Геко»
2004 Журнал «Neva News» Статья – The path of Contrasts. Живопись:
«Льющая молоко на голову юному Канту», «Рапсодия любви», «Девочка и леший»
2005 Невский альманах №3 (22) Статья Марины Ермошкиной
«Искусство – это детство»

книги стихов

Книга стихов 1 «В осенней летописи неба», 1984—2016
Книга стихов 2 «Прикосновение», 1993—2018

Литературно–художественный альманах «ИМЯ», 1993
Санкт–Петербург. Сборник стихов «ИМЯ» 2, 1996
Санкт–Петербург. Сборник стихов «Тринадцать с половиной», 2008
Серия «ПЕТРАЭРД» №14 «За бутылочкой Клейна», 2009
Серия «ПЕТРАЭРД» №16 «Эра ЭРОСА», 2009
Серия «ПЕТРАЭДР» № 35 «Увидеть СЛОВО», 2015

автобиография

Родился я в городе Ленинграде, ныне в Санкт–Петербурге. 22 июля 1958 года. На следующий день 23 июля моей маме Тамаре исполнилось 20 лет. Вот так она подарила себе меня на День рождения. Она по гороскопу «Лев» (солнце, огонь). А я родился под знаком «Рака» (луна, вода). Мама в 40 умрёт от рака. А я буду жить поживать, точно в проточной реке отшельником раком… Мама рассказывала – когда я был маленький, бывало, посреди ночи вставал с кровати и ходил по комнате лунатиком. Эти сны пересказать невозможно. С того самого детства странные видения стали со мной происходить и наяву.

Однажды я ехал на электричке из Ленинграда в Зеленогорск, где учился в школе–интернате №48, глядел в окно и вдруг увидел по другую сторону стекла на фоне мелькающего пейзажа спокойное, голубовато–прозрачное, как облако лицо старика. Старик не отрываясь смотрел на меня… Чуть ранее, когда мне исполнилось 2 года, мама ушла от отца, который любил мою мать и меня – и тем самым разбила ему сердце. Отец мой Михаил с 13 лет работал токарем на заводе в блокадном городе. За оборону Ленинграда имеет награды.

Я рос и воспитывался на улице. С мамой контакта не имел. Не забуду никогда, как однажды в 4 классе на уроке русского языка я впервые услышал страшную брань. Это так наш новый преподаватель наводил дисциплину. После рассказывали, что его в 41 году контузило. Впервые в жизни я увидел, как взрослые люди срываются с катушек… И я перестал ходить в школу. Так я застрял в 4 классе на несколько лет. Умные учителя посоветовали моей маме отдать меня в интернат. Таким образом, я оказался в городе Зеленогорске, на Финском заливе, среди таких же сорванцов, как и я – где мой характер и закалился.

Звучал орган оранжевой зари.
Летели копья огненные с Финского залива.
Мы поднимали лица –– медные щиты,
ещё их не коснулась серая щетина.

В 18 лет я ушёл служить на Северный Флот – но это отдельная история… Вернувшись со службы, я застал смертельно больной свою мать. 6 мая в 1980 она умрёт. В этом же году погибнут Высоцкий и Джон Леннон. Со мной останется десятилетняя сестра Леночка. Приходилось работать слесарем на заводе, монтажником на стройке, грузчиком в магазине и даже сторожем в детском саду. Но вскоре я устроился работать в Русский музей маляром–штукатуром. Таким образом, я учился рисунку и живописи непосредственно от подлинников у Великих мастеров – минуя, разного толка, посредников.

В 1983 у меня родится дочь Наташа. Но к семейной жизни я оказался не приспособлен. Сколько себя помню, рисовал всегда. В самом раннем детстве мне приснился странный сон. Во сне я увидел мастерскую художника, заставленную картинами. У мольберта сидел бородатый мужчина – в котором я узнал себя. Помню, как я проснулся, а тот специфический запах масляных красок оставался витать в воздухе. И с того самого момента я понял кем буду.

Сейчас насчитывается около 700 живописных и графических работ. Сделано множество выставок в городах России, в галереях Петербурга, Свердловска, Калиниграда. В 1995 году меня пригласили с выставкой в Германию. Около года проходила выставка в городе Дуйсберге. В целом, картин продано немного – больше подарено. Все полотна храню в своей небольшой, двухкомнатной квартире. Я сознательно выбрал этот зыбкий, но счастливый путь художника и поэта – о чём, конечно, не жалею.

Моих картин невинный вздор,
приставленный к стене лицом –
так ждут расстрела. Какой им вынесут
потомки приговор? Увы – а дело сделано.

Как было сказано выше я рисовал всегда. Стихи начал писать гораздо позже. Параллельно стал учиться играть на классической гитаре, открывая музыку Джулиане, Паганини, Таррега, Баха… Примерно, в возрасте тридцати лет на меня обрушилась, как Ниагарский водопад, Великая мировая поэзия и, в частности, стихи Велимира Хлебникова. Держа в руках его книгу «Творения», я открыл поэтический Космос!.. Нищий поэт–бродяга Велимир Хлебников ходил по Миру с мешком стихов. Он пережил Великую и катастрофическую революцию, гражданскую войну, голодомор на Поволжье – но сам не выжил, умер в какой-то заброшенной деревне в возрасте 37 лет.

Мой земляк Павел Филонов стихов не писал, на гитаре не играл, академий не заканчивал. При жизни не имел и тени признания. Но вопреки всем традиционным канонам, установкам и правилам он писал картины в своём неповторимом стиле. Человек нашёл себя – открыл в себе дар живописца. И это было его призвание, если хотите, духовный подвиг. В 1941 году в окружённом блокадном Ленинграде, в самые первые дни войны, художник умрёт с голоду. И только через много, много лет в 1987 в его родном городе, в Русском музее сделают Павлу Филонову персональную выставку.

P.S.
Все свои картины и стихи завещаю
родной сестре Елене Юрьевне Харьковой,
дочери Наталье Герасимовой и внучке Яне.

Игорь Геко, август 2015 — апрель 2018

ПрофКлимтСПб — интернет-магазин климатических систем. Оборудование от Ballu, Electrolux, Fujitsu, Lessar, Mitsubishi Electric, QuattroClima, Zanussi.